По маршрутам истории Пионерии Пуховщины

 

В Пуховичском районе первые пионерские отряды были созданы в 1922 году в деревне Новоселки.

Первыми пионерами были М. Юрачка, С. Шикун, Н. Рощина,    И. Стефанович, В. Булынка. Первым пионерским вожатым был комсомолец Георгий Ксенджук, сын директора Новоселковской школы, умный, политически грамотный, инициативный товарищ. Под его руководством все пионеры отряда вникали во все стороны жизни того времени. Учились сами и учили неграмотных. Партия и правительство наряду с другими важными государственными делами поставили задачу: ликвидировать неграмотность в короткие сроки. За каждым пионером были закреплены неграмотные жители  из  деревень: Новоселки, Дайнова, Загай, Лядцо, Вендеж. Этих людей надо было научить читать, писать и считать, ведь в некоторых селах на 400–500 взрослых было не больше десятка грамотных. О проделанной работе в организации Ликбезов пионеры отчитывались на сборе отряда и в сельском совете.

 Ребята по заданию сельского совета собирали граждан на общие собрания. Очень большую работу проводили по распространению литературы и брошюр, где были отпечатаны законы и постановления Советской власти, организовали передвижную библиотеку, носили книги за 16 километров в деревню Люти, готовили постановки на революционные темы, политинформации среди населения деревень, разучивали революционные песни и игры, с барабанным боем ходили по деревням.  Это были настоящие демонстрации работы пионеров, силы Советской власти.

1923 год –  создание  пионерского отряда  в деревне Дукора.

1924 год – первый пионерский отряд в поселке Руденск, деревнях: Блонь, Жоровка,  Моторово, Шацк.

Из воспоминаний первой пионерки Руденской школы    В. И.  Верховодко: «Первый пионерский отряд в поселке Руденск был создан в  1924 году, куда вошли  учащиеся 2–3 классов, но дети были переростки. Отряд получил название «Спартаковец». Вожатыми были учителя                 А. Я. Лубочкина и М. Я. Хренова. В первое время  галстуков не было, а в качестве символа был посох. Пионеры принимали участие в митингах,   демонстрациях, помогали взрослым в выращивании урожая.    В свободное от учебы время собирали в лесу грибы и ягоды и сдавали заготовителям,  изготавливали своими руками декорации, устраивали спектакли, концерты для населения, пели свою любимую песню «Картошка».

Пионерская организация  в Блонской школе была создана в 1924 году. Одним из первых пионеров был Родион Николаевич Цеханович. Из воспоминаний В. Лукашика: «Жизнь пионеров в эти годы была интересной и разнообразной. Каждый отряд выпускал свою пионерскую газету, в которой рассказывал о жизни отряда. Пионеры помогали старшим строить новую жизнь. Они обучали неграмотных, собирали металлолом, золу, макулатуру, устраивали громкие читки газет и брошюр, с барабаном маршировали по улицам деревни, пели пионерские и революционные песни». 

15 мая 1924 года в деревню Моторово приехал представитель из области, предложил лучшим ученикам объединиться в пионерский отряд. Председателем отряда была комсомолка Юлия Михайловна Крайко.

1925 год – первые пионерские отряды в  деревнях: Талька, Скобровка, Вороничи, Караваево, Блужа,  Голоцк, Орешковичи, Толкачевичи,    Бор-Слобода, в поселке  Свислочь.

Пионерский отряд в деревне Талька был создан в январе 1925 года. В отряде было 35 пионеров, которые делились на звенья, сразу же была избрана редколлегия, которая регулярно выпускала свою стенгазету. Каждую неделю проводился пионерский сбор.

Из воспоминаний одной из первых пионерок Голоцкой школы Анны Степановны Прохорчик: «Наш отряд был организован при комсомольской ячейке и носил имя газеты «Чырвоная змена».  Вожатым был учитель           А. Куневич.  Пионеры носили сатиновые галстуки, было знамя,   только не было горна и барабана. Боролись с неграмотностью, создавали избы-читальни, выступали с концертами».

1927 год – первый пионерский отряд в деревне  Цитва.

1928 год – первый пионерский отряд в деревне Сутин, Светлый Бор.

В Сутинской школе пионерская организация была образована в 1928 году. Она насчитывала 14 человек. Первой вожатой была Збавская, позже Захвицевич и Юзефа Мицкевич. Пионеры собирали вторсырье, ходили в походы, выступали с номерами художественной самодеятельности.

1930 год – создание пионерской организации в  деревнях: Турин, Сергеевичи.

Одной  из первых пионерок Туринской школы  была Мария Карповна Антонова. Каждый отряд выпускал свою пионерскую газету. В газете было два отдела: черная доска и красная доска. На черной доске ребята описывали отрицательное в жизни отряда, а на красной доске – все свои достижения.

20-е начало 30-х годов – период становления в Пуховичском районе пионерской организации как системы, которая  была направлена на преобразование окружающей жизни, активное стремление сделать ее лучше.

Романтически-игровая атмосфера, реальная помощь взрослым, работа с  детьми по месту жительства, конкретная общественно полезная деятельность.

Пионеры Пуховичского района  вместе со старшими товарищами боролись с неграмотностью, создавали избы-читальни, где можно было послушать  радио через специальные наушники, выступали с концертами, помогали в ликвидации неграмотности среди населения, вели непримиримую антирелигиозную пропаганду. «…Кулаки называли нас антихристами…», – вспоминала одна из первых пионерок Цитвянской школы Клавдия Григорьевна Бабук.

В то время было немало угроз в адрес пионеров. Так, в Шацке баптисты ходили по домам и  уговаривали родителей, чтобы они не пускали детей в отряд. Многие родители не разрешали вступать в детскую организацию. Вспоминает бывшая пионерка деревни Светлый Бор Александра Корень: «В наш пионерский отряд  входило около 10 человек. У многих ребят родители были против их вступления в пионеры, часто избивали детей…». Но  пионеры своими добрыми делами доказывали полезность  организации.

Вспоминает бывшая пионерка Сутинской школы А. Б. Грищенко:          « …Мы занимались посадкой леса. Идем за деревню 5–7 километров  с лопатами на плече и поем наши незабываемые пионерские песни. Рядом на телегах работники лесхоза везут из питомника саженцы-елочки и сосенки высотой 20–25 сантиметров.  Потом пустующую поляну делим на квадраты,  и начинается счастливая минута посадки, а потом костер и общий обед, который состоял из черного хлеба, жареного боба и гороха…».

Пионеры Пуховщины занимались сбором золы для удобрения колхозных полей. На уроках труда изготавливали специальные ящики и в зимнее время еженедельно заходили в каждый двор за золой, которую потом передавали на хранение до весны в колхозы.   

Широко развернули разъяснительную работу среди селян о роли коллективизации сельского хозяйства, помогали в организации колхозов, брали шефство над деревнями, где проводили работу по улучшению культурного досуга, организовывали антирелигиозные кружки, вели работу по объединению детей в пионерские отряды. Была поставлена задача: обязательно присутствовать на пионерских сборах или занятиях звеньев и приводить с собой товарища, не пионера. Ребята организовывали вечера, куда приглашали родителей, неорганизованных детей, рассказывали о работе пионерского отряда, ставили небольшие пьески из пионерской жизни, делали радиогазету.

О своих успехах и ошибках пионеры писали в журнал «Беларускі піонэр». В этом разделе представлены  заметки «Наша жыццё», где пионеры Пуховичского района 30-х годов рассказывали о своей работе, клеймили позором нерадивых пионеров, привлекали ребят в организацию (рис. 1).

Пионеры  Пуховщины 30-х годов  продолжают оказывать активную помощь стране в социалистическом переустройстве деревни, в создании  колхозов и библиотек в сельских клубах. Распространяли газеты, собирали на полях колоски, организовывали пионерские дозоры и  охраняли урожай, собирали макулатуру, металлолом, шишки, работали в поле и на колхозных фермах.

Из воспоминаний Ивана Демьяновича Шичко, пионера Караваевской школы 1933 года: «Мы выполняли различные поручения: пасли свиней, подвозили на телегах в поле женщин  и очень гордились своими галстуками, которые шили из ткани и красили в красный цвет. Зажимали их специальными зажимами».

Одной из форм полезной деятельности пионеров было участие в санитарно-гигиенической массовой работе среди населения: распространяли листовки и плакаты, проводили конкурсы за чистоту в доме и школе.

В школах района  появились новые увлекательные формы познавательной деятельности пионеров. В Цитвянской школе работали кружки «Топографический» и «Связь». Дети изучали азбуку Морзе, рисовали местность на картах. Пионеры участвовали в туристических походах, сдавали нормы на значок БГТО («Будь готов к труду и обороне»). Усиливается интернациональное воспитание пионеров. Пионеры Пуховщины  ведут переписку со сверстниками из союзных республик.