Основная цель: гармоничное развитие отношений родителей с детьми на основе психологических знаний и нового опыта, полученного в результате работы группы.
Основными задачами являются:
- взаимодействовать с семьей для создания оптимальных условий развития ребенка;
- наладить эмоциональные взаимоотношения в семье;
- расширить возможности понимания родителями своих детей;
Тренинг рассчитан на родителей, учащихся.
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников группы, бумага, клубок пряжи, листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, магниты для закрепления рисунков, ноутбук, мультимедийная презентация, столы по количеству пар родитель-ребенок, мелодия колыбельной из мультфильма «Умка», веселая музыка на заставки
Ожидаемые результаты: родители более позитивно воспринимают своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Легче преодолеваются психологические нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.).
Подготовительный этап включает в себя следующие мероприятия:
- определяется тема занятия.
- определяется дата, время, место.
- подбираются тренинговые упражнения.
- проводится диагностика и обработка
- за неделю вывешивается объявлениео проведении, и раздаются пригласительные.
Ход мероприятия
Вводная часть тренинга.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители, дети! Сегодня мы вас пригласили на совместный игровой тренинг. Не секрет, что родители бывают очень заняты на работе и не всегда могут уделять столько внимания своим детям, сколько им хотелось бы. На нашем тренинге сегодня вам предоставляется возможность пообщаться друг с другом. Надеюсь, вы получите заряд положительных эмоций и просто отдохнете после рабочей недели.
2.Правила поведения участников в группе: (1-2 мин.)
Доверительный стиль общения.
Мы принимаем внутри нашей группы единую форму обращения друг к другу «ты». Такая форма обращения способствует более близким и доверительным взаимоотношениям, настраивает на дружескую встречу.
Правило «здесь и сейчас».
Основная задача: превратить группу в своеобразное большое
зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых
разнообразных проявлений характера, поведения, взаимоотношений с ребенком, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше знать себя и свои личные особенности. Во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Персонификация высказываний.
Конфиденциальность происходящего в группе.
Ничего не разглашается. Мы уверенны в том, что никто не расскажет о переживаниях человека.
Активное участие в происходящем.
Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включаемся в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном «Я», получив много положительных эмоций. Мы все позитивно настроены, внимательны друг к другу, нам интересны окружающие.
Уважение говорящего.
Когда высказывается кто-то из участников, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет (не забывая о соблюдении регламента). Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить.
- Упражнение «Связующая нить» (10 мин)
Участники сидят в кругу. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире…» Мы вместе!
- Упражнение «Моя и мамина (папина) рука» (5 мин)
Цель: Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.
В детско-родительских парах участникам предлагается встать (сесть) напротив друг друга и выполняют инструкцию ведущего. На занятии упражнение выполняется только левой рукой:
- «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами;
- Погладить своим мизинцем мизинец партнера;
- Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальцев; и стараться его удержать. Задача второго — вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
- «Попрощаться» с партнерами безымянным пальцем.
В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой).
- Упражнение «Рисуем вместе». (10 мин)
Цель: Выработка (закрепление) навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократическом уровне.
Упражнение выполняется, молча, но проявление эмоций (смех и прочее) не запрещено. Участники в детско-родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета может производиться только не вербально (без слов). По окончании рисования – обсуждение в кругу.
- Упражнение «Корзина». (10 мин)
Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов. Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, т.е. складывается в «корзину».
Дети и родители называют все, что может объединить людей, например, семья, дружба, беда и т.д.
- Упражнение «Белые медведи». (10 мин)
Цель: Положительное эмоциональное взаимодействие родителей и детей на телесном уровне.
Работа в детско-родительских парах. Под колыбельную музыку родители укладывают (укачивают) детей «спать». Затем ребенок укладывает «спать» родителя.
- Подвижная игра «Паровозик».(10 минут)
Цель: улучшение отношений между детьми и родителями.
Сейчас нам предстоит сыграть в игру «Паровозики». Каждый из вас по очереди сможет побывать «локомотивом» и «вагончиком». Договоритесь и распределите в командах, кто будет первым локомотивом, кто вторым и т.д.
Одновременно будут двигаться несколько паровозиков. Тому, кто станет локомотивом, важно очень аккуратно, без столкновений, провезти за собой вагончики, так как у участников будут закрыты глаза. Задача каждого участника: запоминать свои ощущения в роли «вагончика» и в роли «локомотива».
Группа выстраивается в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист даёт свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится в шеренге первым. Его главная задача — уверенно управлять группой и не сойти с пути. Задача группы — помогать машинисту, маневрировать, чтобы никого не потерять в пути. Машинистом выбирают вначале кого-то из родителей, а затем — из детей.
Обсуждение.
— Ваши ощущения, когда вы были локомотивом, вагончиком? Что было сложно? В какой роли больше понравилось, почему?
- Игра «Голос моего ребенка». (10 минут)
Цель: эмоциональное сближение родителей и детей.
Участники делятся на команду родителей и команду детей. Каждый родитель определяет голос своего ребёнка по шёпоту. Затем детям предлагают определить своих родителей.
Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка.
В завершении Упражнение «Аплодисменты».
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А для того, чтобы они встретились, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
Чаепитие
РЕФЛЕКСИЯ «СВЕЧА»
Ритуал прощания.
свернуть