Семейный клуб «АТМОСФЕРА»

     Проблемным полем в работе по взаимодействию с родителями является   недостаточное использование учреждениями дополнительного   образования имеющегося потенциала семьи: экономического,   культурного,  нравственного, креативного, репродуктивного и   воспитательного. Среди   решений этой проблемы мы видим создание в   нашем учреждении   семейного клуба «Атмосфера» как комплексной   формы взаимодействия с   родителями. Именно клуб – место встречи   людей с общими интересами,   это  территория творчества родителей и   детей. Это место, где учащиеся   видят своих родителей другими:   открытыми и раскрепощёнными, это   возможность раскрыть через   совместную деятельность свой творческий   потенциал.

Так возникло решение о разработке проекта «Совершенствование системы взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьей посредством создания и работы семейного клуба «Атмосфера».

Считаем, что поскольку в современных условиях развития общества у людей все меньше времени остается для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к контролю за учебой ребенка в школе и удовлетворению элементарных потребностей, наш семейный клуб позволит насыщать внутреннюю потребность родителей в совместной с ребенком деятельности, в создании семейных традиций. Это в свою очередь поспособствует также и формированию гармоничных семейных отношений, влияющих на полноценное воспитание и развитие детей.

Структура проекта

Тренинг «Счастливы вместе»

развернуть

Основная цель: гармоничное развитие отношений родителей с детьми на основе психологических знаний и нового опыта, полученного в результате работы группы.

Основными задачами являются:

  • взаимодействовать с семьей для создания оптимальных условий развития ребенка;
  • наладить эмоциональные взаимоотношения в семье;
  • расширить возможности  понимания родителями своих детей;

Тренинг рассчитан на родителей, учащихся.

Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников группы, бумага, клубок пряжи, листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, магниты для закрепления рисунков, ноутбук, мультимедийная презентация, столы по количеству пар родитель-ребенок, мелодия колыбельной из мультфильма «Умка», веселая музыка на заставки

Ожидаемые результаты: родители более позитивно воспринимают своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Повышается эмоциональная открытость. Легче преодолеваются психологические нарушения детей (повышенная застенчивость, страх неудачи и пр.).

Подготовительный этап включает в себя следующие мероприятия:

  • определяется тема занятия.
  • определяется дата, время, место.
  • подбираются тренинговые упражнения.
  • проводится диагностика и обработка
  • за неделю вывешивается объявлениео проведении, и раздаются пригласительные.

 

Ход мероприятия

Вводная часть тренинга.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители, дети! Сегодня мы вас пригласили на совместный игровой тренинг. Не секрет, что родители бывают очень заняты на работе и не всегда могут уделять столько внимания своим детям, сколько им хотелось бы. На нашем тренинге сегодня вам предоставляется возможность  пообщаться друг с другом. Надеюсь, вы получите заряд положительных эмоций и просто отдохнете после рабочей недели.

2.Правила поведения участников в группе:   (1-2 мин.)

Доверительный стиль общения.

Мы принимаем внутри нашей группы единую форму обращения друг к другу «ты». Такая форма обращения способствует более близким   и  доверительным   взаимоотношениям,   настраивает   на дружескую встречу.

Правило «здесь и сейчас».

Основная задача: превратить группу в своеобразное большое
зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых
разнообразных        проявлений        характера,        поведения, взаимоотношений с ребенком, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше знать себя и свои личные особенности. Во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Персонификация высказываний.

Конфиденциальность происходящего в группе.

Ничего  не  разглашается.  Мы  уверенны  в  том,   что  никто   не расскажет о переживаниях человека.

Активное участие  в  происходящем.

Это  норма  поведения,  в соответствии с которой в любую минуту мы реально включаемся в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном «Я», получив много положительных     эмоций.     Мы все позитивно настроены, внимательны друг к другу, нам интересны окружающие.

Уважение говорящего.

Когда высказывается кто-то из участников, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет (не забывая о соблюдении регламента). Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить.

 

  1. Упражнение «Связующая нить» (10 мин)

Участники сидят в кругу. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире…» Мы вместе!

 

  1. Упражнение «Моя и мамина (папина)  рука» (5 мин)

Цель:  Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.

В  детско-родительских парах участникам предлагается встать (сесть) напротив друг друга и выполняют инструкцию ведущего. На занятии упражнение выполняется только левой рукой:

  • «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами;
  • Погладить своим мизинцем мизинец партнера;
  • Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальцев; и стараться его удержать. Задача второго — вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
  • «Попрощаться» с партнерами безымянным пальцем.

 

В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой).

 

  1. Упражнение «Рисуем вместе». (10 мин)

Цель:  Выработка (закрепление) навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократическом уровне.

Упражнение выполняется, молча, но проявление эмоций (смех и прочее) не запрещено. Участники в детско-родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета может производиться только не вербально (без слов). По окончании рисования – обсуждение в кругу.

  1. Упражнение «Корзина». (10 мин)

Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов. Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, т.е. складывается в «корзину».

Дети и родители называют все, что может объединить людей, например, семья, дружба, беда и т.д.

  1. Упражнение «Белые медведи». (10 мин)

Цель: Положительное эмоциональное взаимодействие родителей и детей на телесном уровне.

Работа в детско-родительских парах. Под колыбельную музыку родители укладывают (укачивают) детей «спать». Затем ребенок укладывает «спать» родителя.

  1. Подвижная игра «Паровозик».(10 минут)

Цель: улучшение отношений между детьми и родителями.

Сейчас нам предстоит сыграть в игру «Паровозики». Каждый из вас по очереди сможет побывать «локомотивом» и «вагончиком». Договоритесь и распределите в командах, кто будет первым локомотивом, кто вторым и т.д.
Одновременно будут двигаться несколько паровозиков. Тому, кто станет локомотивом, важно очень аккуратно, без столкновений, провезти за собой вагончики, так как у участников будут закрыты глаза. Задача каждого участника: запоминать свои ощущения в роли «вагончика» и в роли «локомотива».
Группа выстраивается в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист даёт свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится в шеренге первым. Его главная задача — уверенно управлять группой и не сойти с пути. Задача группы — помогать машинисту, маневрировать, чтобы никого не потерять в пути. Машинистом выбирают вначале кого-то из родителей, а затем — из детей.
Обсуждение.
— Ваши ощущения, когда вы были локомотивом, вагончиком? Что было сложно? В какой роли больше понравилось, почему?

  1. Игра «Голос моего ребенка».   (10 минут)

Цель: эмоциональное сближение родителей и детей.

Участники делятся на команду родителей и  команду детей. Каждый родитель определяет голос своего ребёнка по шёпоту. Затем детям предлагают определить своих родителей.

Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка.

В завершении Упражнение «Аплодисменты».

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А для того, чтобы они встретились, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Чаепитие

 

РЕФЛЕКСИЯ «СВЕЧА»

Ритуал прощания.

свернуть